Заметили ошибку ?
Выделите это место и нажмите Ctrl + Q

ЕГЭ по информатике - Задание 7 (Таблицы, Диаграммы)



Это задание в 2021 году изменилось, поэтому здесь можете посмотреть статью в новом формате!


Добрый день! Разбираемся с 7 (седьмым) заданием из ЕГЭ по информатике.


Седьмое задание обычно связано с диаграммами и таблицами. Некоторые задачи данной категории из ЕГЭ по информатике удобно решать или проверять в программе Excel.



Задача (классика)

Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки B2 в ячейку C3 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились. Какое числовое значение находится в ячейке C3 ?


ЕГЭ по информатике - задание 7 (фрагмент электронной таблицы)

Примечание: знак $ обозначает абсолютную адресацию.

Решение:

Первый шаг при решении данной задачи из ЕГЭ по информатике - не обращать внимание на значки доллара($).


Посмотрим, какие ячейки участвуют в формуле до её копирования, записывая себе на черновик их положение относительно первоначальной ячейки B2


  1. A2, находится от начальной ячейки B2: 1 шаг влево.
  2. D4, находится от начальной ячейки B2: 2 шага вправо, 2 вниз.

ЕГЭ по информатике - задание 7 (ячейки, которые участвуют в формуле)

Следующий шаг. Переносим мысленно формулу из B2 в ячейку C3. Отсчитываем от С3 те координаты, которые мы записали в предыдущем пункте.


Для A2: отсчитываем от нового положения формулы (ячейки C3) 1 шаг влево. Попадаем на ячейку B3


Для D4: отсчитываем от нового положения формулы (ячейки C3) 2 шага вправо, 2 вниз. Попадаем на ячейку E5


ЕГЭ по информатике - задание 7 (копируем формулу)

Мы бы использовали значения ячеек B3 и E5 в формуле, если бы не было значков доллара($).


Знак "$" "цементирует" либо столбец (если $ стоит перед названием столбца), либо строчку (если $ стоит перед названием строки).


Например, в первом выражении нашей формулы $ стоит перед столбцом A, значит, вычисленная после копирования ячейка B3 превратится в $A3. Столбец A должен обязательно остаться!


Во втором выражении $ стоит перед четвёртой строчкой. Значит, в данном выражении обязательно должна остаться четвёртая строчка! Ячейка E5 превращается в ячейку E$4.


ЕГЭ по информатике - задание 7 (абсолютная адресация)

Таким образом, численный результат формулы после копирования можно записать следующим образом $A3 + E$4 = 3 + 20 = 23.


Ответ: 23.

Ещё один тип задач задания номер 7 из ЕГЭ по информатике.



Задача (встречается в тренировочных вариантах ЕГЭ по информатике)
В электронной таблице значение формулы =CPЗHAЧ(C2:D5) равно 4. Чему равно значение формулы =CУMM(C5:D5), если значение формулы =CPЗHAЧ(C2:D4) равно 5? Пустых ячеек в таблице нет.

Решение:

Для начала нам нужно в черновике нарисовать ячейки таблицы, как в программе Excel, чтобы там были С2 и D5.


ЕГЭ по информатике - задание 7 (Таблица, как в Excel)

Теперь отметим разными цветами то, что нам дано в условии задачи.


  1. =CPЗHAЧ(C2:D5) - Отметим красным цветом (Равно 4)
  2. =CPЗHAЧ(C2:D4) - Отметим оранжевым цветом (Равно 5)
  3. =CУMM(C5:D5) - Отметим зелёным цветом (Нужно найти)


ЕГЭ по информатике - задание 7 (Отмечаем условие задачи)

Важно, что действие формулы =CPЗHAЧ(C2:D5) именно прямоугольная область. В левом верхнем углу ячейка С2, в правом нижнем углу ячейка D5. Аналогично и для других формул.


Распишем формулы подробно.


CPЗHAЧ - это среднее значение! (Сумма всех ячеек, делённое на их количество)


CPЗHAЧ(C2:D5) = (C2 + D2 + C3 + D3 + C4 + D4 + C5 + D5) / 8 = 4      (1)

CPЗHAЧ(C2:D4) = (C2 + D2 + C3 + D3 + C4 + D4) / 6 = 5      (2)

Нужно найти сумму двух ячеек C5 + D5.


Из второго (2) уравнения выразим сумму всех ячеек и подставим в первое (1) уравнение.


ЕГЭ по информатике - задание 7 (Ищем сумму)

Тогда


(30 + C5 + D5) / 8 = 4

(30 + C5 + D5) = 8 * 4 = 32

C5 + D5 = 32 - 30 = 2

Ответ: 2.

Задание на диаграммы из тренировочного варианта ЕГЭ по информатике.



Задача (диаграммы)

Дан фрагмент электронной таблицы.


ЕГЭ по информатике - задание 7 (Таблица для диаграммы)

Какое целое число должно быть записано в ячейке A1, чтобы диаграмма, построенная по значениям ячеек A2:C2, соответствовала рисунку ? Известно, что все значения ячеек из рассматриваемого диапазона неотрицательны.



Решение:

Подставим в каждую формулу из второй строчки таблицы те значения, которые мы уже знаем.


Ячейка A2 : 2 * 4 / (A1 + 1) = 8 / (A1 + 1)
Ячейка B2 : (A1 + 1) / (5 - 4) = A1 + 1
Ячейка C2 : A1 / (5 - 4) + 1 = A1 + 1

В формулах осталась только ячейка A1, которую и нужно найти.


Посмотрим на диаграмму справа, которая соответствует второй строчке (три ячейки A2, B2, C2). Видим, что на диаграмме 2 части имеют одинаковое значение, а третья часть в два раз больше, чем остальные.


При упрощении выражений, у нас тоже получились две ячейки одинаковые: B2 и C2, и каждая равна A1 + 1. Значит, ячейка A2 будет больше, чем C2 и B2 в 2 раза.


Составим уравнение:


2 * (A1 + 1) = 8 / (A1 + 1)

A1 + 1 = 4 / (A1 + 1)

(A1 + 1)2 = 4

(A1 + 1) = 2 или (A1 + 1) = -2

A1 = 1 или A1 = -3

В условии задачи сказано, что все ячейки неотрицательные. Значит, ответ будет 1.


Ответ: 1.

В последнее время всё чаще встречается в тренировочных вариантах ЕГЭ по информатике такой вид задания 7.



Задача (редкая, не сложная)

На предприятии работают 100 человек. Каждый из них владеет как минимум одним иностранным языком (английским, немецким или французским), На следующей диаграмме отражено количество человек, владеющих каждым из языков.



ЕГЭ по информатике - задание 7 (Задача на диаграммы)


Вторая диаграмма отражает количество человек, знающих только один язык, только два языка или все три иностранных языка.




ЕГЭ по информатике - задание 7 (Задача на диаграммы 2)


Определите количество человек, владеющих одновременно английским и немецким, но не говорящих по-французски.



Решение:

Десять человек знают только французский язык (это видно из первой диаграммы), но из второй диаграммы видно, что 10 человек знают все три языка! Значит, на второй диаграмме 10 человек, которые будут французский и ещё два.


На второй диаграмме показано, что 20 человек знают 2 языка, но те кто знаю французский язык уже вошли в предыдущий сектор. Следовательно, 20 человек знают два языка: английский и немецкий, но не знают французский.


Ответ: 20.

Ещё один тип задач задания 7 ЕГЭ по информатике, похожий на 1-ю из разобранных нами в этой статье. Отличается данная задача вопросом.



Задача (редкая)

Дан фрагмент электронной таблицы. Из ячейки D2 в одну из ячеек диапазона E1:E4 была скопирована формула. При копировании адреса ячеек в формуле автоматически изменились, и значение формулы стало равным 8. В какую ячейку была скопирована формула? В ответе укажите только одно число – номер строки, в которой расположена ячейка.


ЕГЭ по информатике - задание 7 (редкая задача)

Примечание. Знак $ обозначает абсолютную адресацию.

Решение:

Нам сказано, что формулу скопировали в одну из четырёх ячеек E1, E2, E3, E4. Значит, нам нужно проверить каждую из них, и посмотреть, где будет формула иметь значение 8.


Запишем координаты для двух ячеек, участвующих в формуле.


  1. B3, находится от начальной ячейки D2: 2 шага влево, 1 шаг вниз.
  2. C2, находится от начальной ячейки D2: 1 шаг влево.


Проверяем ячейку E4


Отсчитываем от E4 записанные координаты. На рисунке отмечены красным цветом отсчитанные ячейки относительно E4:


ЕГЭ по информатике - задание 7 (проверяем ячейку E4)

Т.к. в формуле в первом выражении (B$3) перед 3 (тройкой) стоит знак $, то мы должны обязательно брать значение из третьей строчки. Поднимаемся на третью строчку, и теперь будем брать значение для этого выражения из ячейки C$3. На рисунке отмечено зелёным цветом.


Тоже самое будет и для второго выражения ($C2), но теперь "цементируется" столбец С. Тогда численное значение берём из ячейки $С4.


Получается, что численное значение формулы в ячейке E4 будет С$3+$С4 = 11. А нам нужно 8. Значит, данная ячейка не подходит.


Проверяем ячейку E3


Аналогичным образом проверяем и остальные ячейки.


В этом случае, при попадании формулы в ячейку E3 два выражения в формуле будут ссылаться на численное значение из ячейки C3.



ЕГЭ по информатике - задание 7 (проверяем ячейку E3)

Получается, что численное значение формулы в ячейке E3 будет С$3+$С3 = 5 + 5 = 10. А нам нужно 8. Значит, данная ячейка не подходит.


Проверяем ячейку E2


Как всегда, красным цветом отмечены ячейки, на которые бы ссылалась формула, если бы не было знака $. При использовании формулы со знаком $, ячейки, отмеченные красным цветом, "превращаются" в ячейки, отмеченные зелёным цветом.


ЕГЭ по информатике - задание 7 (проверяем ячейку E2)

Получается, что численное значение формулы в ячейке E2 будет С$3 + $C2 = 4 + 5 = 9. А нам нужно 8. Значит, данная ячейка не подходит.


Проверяем ячейку E1


ЕГЭ по информатике - задание 7 (проверяем ячейку E1)

Получается, что численное значение формулы в ячейке E1 будет С$3 + $C1 = 3 + 5 = 8. Нам и нужно 8. Значит, данная ячейка подходит!


В ответе нужно записать только строчку нужной ячейки.


Ответ: 1.

Забористая задача седьмого задания ЕГЭ по информатике, но встречается не часто.



Задача (редкая)
В ячейке F10 электронной таблицы записана формула. Эту формулу скопировали в ячейку Е11. В соответствии с формулой, полученной в ячейке Е11, значение в этой ячейке равно сумме значений в ячейках В16 и А17.
Напишите, сколько из следующих четырёх утверждений не противоречат этим данным.

A)Значение в ячейке F10 равно х+у, где х — значение в ячейке В16, а у — значение в ячейке А17.

Б)Значение в ячейке F10 равно х+у, где х — значение в ячейке С15, а у — значение в ячейке А17.

В)Значение в ячейке F10 вычисляется по формуле х+у, где х — значение в ячейке С16, а у — значение в ячейке A16.

Г)Значение в ячейке F10 равно 2 · х, где х — значение в ячейке В16.


Решение:

Нарисуем примерную сетку, чтобы были ячейки, которые описаны в условии задачи.


Синим цветом овальным знаком показано начальное положение формулы, а овал бордового цвета - копия этой формулы.


В условии сказано, что численное значение для новой копии равно сумме В16 и А17. Эти ячейки обозначены так же бордовым цветом. Тогда мы можем вычислить местоположение ячеек, которые были бы задействованы в первоначальной формуле, если бы совсем не использовалась абсолютная адресация (т.е. без использования знака $).


Т.к. первоначальная формула расположена от новой копии на расстоянии: одного шага вправо и одного шага вверх, то и от каждой бордовой ячейки тоже нужно отступить один шаг вправо и один вверх. Получим ячейки, которые обозначим синим цваетом!



ЕГЭ по информатике - задание 7 (Таблица для задачи)

Ещё раз подчеркну, данный рисунок сделан исходя из того, что в формуле не было знаков $ для более ясного представления ситуации.


Теперь нужно разобрать каждое из 4-х утверждений (А-Г) на противоречние!


1. A)Значение в ячейке F10 равно х+у, где х — значение в ячейке В16, а у — значение в ячейке А17

В этом утверждении говорится, что в первоначальной ячейке F10 были использованы значения B16 и A17. Но мы знаем, что эти ячейки используются в новой копии формулы. Т.е получается копирование формулы не изменило значения её аргументов ? Да, такое возможно, если мы "зацементируем" в наших ячейках и столбцы, и строчки. Т.е. если прописать в первоначальной формуле =$A$17 + $B$16. Значит, данное утверждение не противоречит условию задаче!


2. Б)Значение в ячейке F10 равно х+у, где х — значение в ячейке С15, а у — значение в ячейке А17.

Теперь утверждается, что в первоначальной ячейке F10 суммировались значения из С15 и A17. Но С15, у нас отмечена синим квадратом! Значит, эта ячейка нами предполагалась, как участник данной формулы, только без использования абсолютной адресации $.


Воторой компонент (Ячейка A17) остался в неизменном виде, что до копирования, что после! Такое может быть, если строка и столбец этой ячейки "зацементированы".


Получается, что утверждение обосновано, если в первоначальной формуле будет формула =С15 + $A$17.


3. В)Значение в ячейке F10 вычисляется по формуле х+у, где х — значение в ячейке С16, а у — значение в ячейке A16

Синим цветом отмечены те ячейки, которые в утверждении участвуют в сумме для первоначальной формулы в F10 (рисунок ниже). Если бы в них не было бы абсолютной адресации ($), то они бы перешли при копировании в те ячейки, которые отмечены оранжевым цветом. (Одна ячейка ушла за пределы таблицы, такое не допускается!). Но по условию задачи, при копировании у нас получились те ячейки, которые отмечены бордовым цветом. Как такое могло произойти ? Дело в том, что у нас присутствовала абсолютная адресация!


Получается, чтобы всё было нормально, в ячейке C16 "зацементируем" 16 строчку, а в ячейке A16, столбец A.


Тогда, в первоначальной формуле будет значение =С$16 + $A16. И это утверждение не противоречит условию задачи!



ЕГЭ по информатике - задание 7 (Таблица для задачи 2)


4. Г) Значение в ячейке F10 равно 2 · х, где х — значение в ячейке В16

Последнюю формулу можно составить для F10 следующим образом = B16 + $B$16. Тогда после копирования ячейка B16 превратится в A17, а $B$16 полностью "зацементирована", так и останется на значении B16. Таким образом, утверждение так же не противоречит условию задачи.


Все четыре утверждения подходят под условия задачи.


Ответ: 4.




26-05-2020 в 08:26:31





Похожая статья:

ЕГЭ по информатике 2021 - Задание 8 (Супер-разбор!)

Сегодня на повестке дня 8 задание из ЕГЭ по информатике нового формата...

Категория: ЕГЭ  Подкатегория: -
Дата: 15-01-2018 в 16:47:34 0



Оставить коментарий:



Напишите email, чтобы получать сообщения о новых комментариях (необязательно):


Задача против робота. Расположите картинки горизонтально:


Последние
видео:



ЕГЭ по информатике - Задание 17
ЕГЭ по информатике - Задание 16





Давайте
дружить!


Группа Вконтакте Code-Enjoy

Твиттер Александра Калужского

YouTube канал Code-Enjoy