вентилятор
Хорошего настроения!

ОГЭ по информатике 2023 - Задание 10 (Системы счисления)



Привет! Сегодня исследуем 10 Задание из ОГЭ по информатике 2023.


Задание 9 из ОГЭ по информатике Вы можете научиться решать, прочитав статью по 13 заданию из ЕГЭ по информатике. Эту статью Вы можете найти здесь.


Десятое задание проверяет умение работать с различными системами счисления.





Задача (Классическая)

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.


1416, 268, 110002.

Решение:

Число 14 находится в шестнадцатеричной системе. Об этом говорит маленький индекс возле числа. Переведём его в нашу родную десятичную систему.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из шестнадцатеричной системы в десятичную)

Берём поочередно цифры, начиная с младшего разряда. Первую правую цифру умножаем на 16 в нулевой степени, вторую цифру на 16 в первой степени и т.д. Умножаем на 16, потому что переводим из шестнадцатеричной системы. Степень потихоньку увеличивается на 1.


Необходимо помнить, что любое число в нулевой степени это единица!


Остаётся только посчитать полученный пример. Получается число 20 в десятичной системе.


Переведём число 268 из восьмеричной системы в нашу родную десятичную систему. Делаем аналогично предыдущему примеру.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из восьмеричной системы в десятичную)

Аналогично переведём число и из двоичной системы.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из двоичной системы в десятичную)

Наибольшее из трёх чисел это 24.


Ответ: 24



Задача (Классическая, закрепление)

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.


1D16, 368, 110112

Решение:

В шестнадцатеричной системе буквы при переводе в десятичную систему нужно превратить в числа.


A B C D E F
10 11 12 13 14 15

Переведём первое число.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из шестнадцатеричной системы в десятичную) 2

Переведём второе число.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из восьмеричной в десятичную) 2

Переведём третье число.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из двоичной в десятичную) 2

Наибольшее число получается 30.


Ответ: 30



Задача (Из десятичной в двоичную)

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, в двоичной записи которого наименьшее количество единиц. В ответе запишите количество единиц в двоичной записи этого числа.


5910, 7110, 8110

Решение:

Нужно каждое число перевести в двоичную систему счисления.


Переведём число 5910 в двоичную систему.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в двоичную)

Получается 5910 = 1110112. Здесь мы делим уголком на 2 (на основание системы, куда переводим) с остатком. Продолжаем делить, пока не получим 1. Затем остатки записываем задом наперёд. Получается число в двоичной системе счисления. Последнее число 1 (единицу) тоже берём.


Переведём число 7110 в двоичную систему.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в двоичную) 2

Получается 7110 = 10001112.


Переведём число 8110 в двоичную систему.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в двоичную) 3

Получается 8110 = 10100012.


Найдём количество единиц для каждого числа, записанного в двоичной системе.


1110112, Кол. ед.: 5
10001112, Кол ед.: 4
10100012, Кол ед.: 3

Ответ: 3



Задача (Из десятичной в восьмеричную)

Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, сумма цифр которого в восьмеричной записи наименьшая. В ответе запишите сумму цифр в восьмеричной записи этого числа.


8610, 9910, 10510

Решение:

Переведём число 8610 в восьмеричную систему.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в восьмеричную)

Делаем аналогично тому, как мы переводили в двоичную систему, только теперь уголком делим на 8. Остатки могут получатся от 0 до 7.


Как только в результате деления получили число меньшее, чем 8, то завершаем процесс перевода.


Остатки опять записываем задом наперёд. Последнее число тоже участвует в формировании результата наравне с остатками.


Получается 8610 = 1268.





Переведём число 9910 в восьмеричную систему.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в восьмеричную) 2

Получается 9910 = 1438.


Переведём число 10510 в восьмеричную систему.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в восьмеричную) 3

Получается 10510 = 1518.


Найдём сумму цифр у полученных чисел.


1268, Сумма цифр: 9
1438, Сумма цифр: 8
1518, Сумма цифр: 7

Наименьшая сумма цифр равна 7.


Ответ: 7



Разберём несколько нестандартных тренировочных задач для подготовки к 10 заданию ОГЭ по информатике.


Задача(Неожиданная)

Число 3322n записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите наименьшее возможное значение n. Для этого значения n в ответе запишите представление данного числа в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.


Решение:

Наименьшее значение n в этой задаче может быть равно 4, потому что самая большая цифра - это тройка. Мы берём на 1 больше, т.к. в четверичной системе могут применяться только цифры: 0, 1, 2, 3. Тоже самое, как в нашей родной десятичной системе могут применяться 10 цифр: от нуля, до девяти. Самая большая цифра в нашей родной десятичной системе девятка.


Осталось перевести данное число из четверичной системы в десятичную.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из четверичной в десятичную)

Ответ: 250



Задача (Уже знаем)

Число 2023n записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите значение n, при котором данное число минимально. Для этого значения n в ответе запишите представление данного числа в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.


Решение:

Здесь нужно, чтобы само число 2023n было минимальным. Но это число будет минимальным, если мы выберем самое маленькое значение n при данных цифрах.


Самое маленькое основание системы может вновь 4. Переведём наше число 20234 из четверичной системы в десятичную.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из четверичной в десятичную) 2

Получается число 139.


Ответ: 139



Задача (Крепкий орешек)

Число 121n записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите наибольшее возможное значение n, для которого 121n < 10810. Для этого значения n в ответе запишите представления данного числа в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.


Решение:

Мы не знаем в какой системе счисления записано число. Но всё равно начнём переводить его в десятичную систему, оставив переменную n в виде неизвестной.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из n-ричной в десятичную)

Попробуем подобрать n.


При n=10


1*100 + 2*101 + 1*102 = 121 > 10810

Перебор. Ну это и так было понятно.


Значит, нужно уменьшать n. Возьмём n = 9.


1*90 + 2*91 + 1*92 = 100 < 10810

Как раз получилось число, которое меньше числа 10810. Это и есть наибольшее n!


В ответе просили перевести исходное число в десятичную систему. Это и есть число 100, уже всё переведено.


Ответ: 100



Задача (Не все цифры одинаковые)

Десятичное число 511 записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите минимальное значение n, при котором в полученной записи числа не все цифры одинаковые. В ответе запишите запись числа в системе счисления с найденным основанием n. Основание системы счисления указывать не нужно.


Решение:

Начнём перебирать основание системы n, начиная с наименьшего значения 2. Переведём число 51110 в двоичную систему.


Можно переводить стандартно, через деление уголком на 2. Но в данном случае видно, что число 511 близко к 512. Число 512 = 29.


Существует правило:


24 = 100002
26 = 10000002

Т.е. степень двойки показывает, сколько после единицы нулей у числа в двоичной системе.


Это касается любой системы счисления.


32 = 1003
33 = 10003

Наше число


51110 = 51210 - 1 = 29 - 1 = 10000000002 - 1

Сделаем вычитание столбиком.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (вычитание столбиком)

Вычитание или суммирование столбиком в любой системе счисления выполняются так же, как и в нашей системе счисления. Здесь мы вычитаем единицу из нуля. Ноль идёт занимать у более старшего разряда и т.д. В итоге обращаемся к самой старшей единице. Эта единица превращается в младшем разряде в двойку, потому что работаем в двоичной системе. Как и в нашей системе, когда занимаем у старшего разряда единицу, она превращается в десяток. В итоге каждая двойка отдаёт единицу в младший разряд. В самом младшем разряде получается действие 2-1=1. А все разряды, т.к. отдали единицу в младший разряд превратятся в 1.


ОГЭ по информатике - Задание 10 (из десятичной в троичную)

Получается 51110 = 2002213.


Видим, что не все цифры у числа одинаковые в троичной системе. И число n = 3 - это минимально возможное число.


Ответ: 200221



Задача(Диапазон чисел)

Сколько существует целых чисел x, для которых выполняется неравенство


2B16 < x < 628?

В ответе укажите только количество чисел, сами числа писать не нужно.



Решение:

Нам нужно узнать сколько чисел находятся в диапазоне от 2B16 до 628. Переведём числа 2B16 и 628 в нашу родную десятичную систему счисления. Затем, мы уже сможем сообразить, сколько чисел вмещается в этот диапазон.


Чтобы перевести число из любой системы счисления в нашу родную десятичную, необходимо воспользоваться методом "возведения в степень".


ЕГЭ по информатике 2020 - задание 1


Начинаем с младшего разряда. Цифра "B" превращается в 11. 2B16 = 4310. Теперь переведём число 628 в десятичную систему.


ЕГЭ по информатике 2020 - первое задание


Таким образом, наше неравенство принимает вид 43 < x < 50. Кажется, что нужно сделать 50 - 43 = 7. Но если мы подставим небольшие числа 4 < x < 6, то мы увидим, что метод 6-4=2 неверен. Число будет только одно: 5 (пять). Поэтому и от нашего числа 7 мы тоже должны отнять единицу. 7 - 1 = 6. И ответ будет 6.


Если бы у нас было в одном месте знак "больше или равно": 2B16 ≤ x < 628, то мы бы оставили число 7. А если было бы два знака "больше или равно", то даже прибавили единицу.


Ответ: 6




06-02-2023 в 14:26:30





Поддержать сайт:


Похожая статья:

ЕГЭ по информатике - Задание 1. Системы счисления. Теория.

Сегодня разберём теоретический аспект 1 задания из ЕГЭ по информатике....

Категория: Информатика  Подкатегория: ЕГЭ
Дата: 21-11-2018 в 17:06:54 1



Оставить коментарий:



Напишите email, чтобы получать сообщения о новых комментариях (необязательно):


Задача против робота. Расположите картинки горизонтально:




Нажимая кнопку Отправить, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.