вентилятор
Хороших каникул!

ЕГЭ по информатике 2025 - Задание 6 (Задачи с Черепахой)



Привет! Сегодня разберём новый тип 6 задания из ЕГЭ по информатике 2025!


Добавим недостающий пазл в видеокурс по подготовке к ЕГЭ по информатике.


Рассмотрим типичную тренировочную задачу из ЕГЭ по информатике.





Задача(Считаем точки вручную)

Исполнитель Черепаха действует на плоскости с декартовой системой координат. В начальный момент Черепаха находится в начале координат, её голова направлена вдоль положительного направления оси ординат, хвост опущен. При опущенном хвосте Черепаха оставляет на поле след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует две команды: Вперёд n (где n – целое число), вызывающая передвижение Черепахи на n единиц в том направлении, куда указывает её голова, и Налево m (где m – целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов против часовой стрелки. Запись


Повтори k [Команда1 Команда2 … КомандаS]

означает, что последовательность из S команд повторится k раз. Черепахе был дан для исполнения следующий алгоритм:


Повтори 16 [Налево 36 Вперёд 4 Налево 36]

Определите, сколько точек с целочисленными координатами будут находиться внутри области, ограниченной линией, заданной данным алгоритмом. Точки на линии следует учитывать.


Решение:

В это задачке достаточно не просто составить уравнения прямых полученной фигуры. В таких случаях можно попробовать вручную посчитать точки с помощью известной программы Кумир от НИИСИ РАН. Скачать её можно с официального сайта НИИСИ РАН.


Вероятно, это программа окажется на компьютере на экзамене.


Запустим программу Кумир-Стандарт. В начале нужно подключить модуль Черепаха.


ЕГЭ по информатике 2023 - Задание 6 (Настройка программы Кумир-Стандарт)




После того, как модуль Черепаха подключён, можно написать программу на языке Кумир.


использовать Черепаха
алг
нач
  опустить хвост
  нц 16 раз
    влево(36)
    вперед(4)
    влево(36)
  кц
кон

В начале нужно подключить модуль Черепаха. Слово алг обозначает начало алгоритма. Слово нач - это начало программы.


Опускаем хвост у Черепахи. Цикл пишем с помощью команды нц - начало цикла. Команда кц - это конец цикла. Команда влево - это аналог команды Налево (видим, что эти команды пишутся по-разному). Аналогично есть команда вправо в программе Кумир. Команда вперед пишется без буквы ё.


После того, как алгоритм перенесли в программу Кумир, запускаем программу, нажав на кнопку F9 (или кнопка плей в виде треугольника).


После этого появится окно в правом нижнем углу. Это окно можно расширить до приемлемых размеров, чтобы нам было удобно анализировать рисунок.


ЕГЭ по информатике 2023 - Задание 6 (Рисунок в программе Кумир)




Необходимо настроить масштабирование на 1.


ЕГЭ по информатике 2023 - Задание 6 (Рисунок в программе Кумир масштабирование)

После этого можно сделать скриншот и перенести рисунок в программу Paint, где и посчитать точки вручную.


ЕГЭ по информатике 2023 - Задание 6 (Рисунок в программе Кумир, подсчитываем точки)

Получается в ответе 31 точка. Обратите внимание, что в этой задачи просили подсчитать точки, которые находятся на линиях в том числе.





Даже если нет программы Кумир, можно подсчитать точки вручную через Python. Напишем программу.


from turtle import *
tracer(0)

left(90)
for i in range(16):
    left(36)
    forward(4*40)
    left(36)

penup()
for x in range(-10, 10):
    for y in range(-10, 10):
        setpos(x*40, y*40)
        dot(4, 'red')

Программа выведет такую картину.


ЕГЭ по информатике 2023 - Задание 6 (Подсчёт точек вручную на Python)

В программе подключаем модуль turtle. В начале повернём Черепаху на 90 градусов налево, с помощью команды left. Это делается из-за того, в Python Черепаха смотрит вдоль положительного направления оси абсцисс.





Далее идёт цикл, который указан в задаче. Он должен повторится 16 раз. Внутри цикла пишем программу для Черепахи. Команда left() - поворот налево (аналогично right() - поворот направо), команда forward() - это движение верёд.


4 единицы внутри команды forward() умножаются на 40. Число 40 - это коэффициент размера нашего рисунка. Попробуйте "поиграть" с этим числом, чтобы посмотреть эффект уменьшения или увеличения рисунка.


Команда penup() позволяет поднять кисть, чтобы проставить точки, которые будут символизировать точки с целыми координатами.


Далее идут вложенные циклы, с помощью них мы проставим точки с целыми координатами. Выбираем диапазон, чтобы наша фигура точно уместилась.


Команда setpos() ставим точки. Умножаем координаты x и y на тот же коэффициент, что использовали ранее.


Команда dot() устанавливает жирность и цвет точки.


В начале мы прописали команду tracer(0), чтобы рисунок моментально отрисовывался.


Ответ: 31

Закрепите материал с помощью видеороликов:









Задача (ЕГЭ по информатике 2023, объединение фигур)

Исполнитель Черепаха действует на плоскости с декартовой системой координат. В начальный момент Черепаха находится в начале координат, её голова направлена вдоль положительного направления оси ординат, хвост опущен. При опущенном хвосте Черепаха оставляет на поле след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует 6 команд: Поднять хвост, означающая переход к перемещению без рисования; Опустить хвост, означающая переход в режим рисования; Вперёд n (где n –  целое число), вызывающая передвижение Черепахи на n единиц в том направлении, куда указывает её голова; Назад n (где n  –  целое число), вызывающая передвижение в противоположном голове направлении; Направо m (где m –  целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке, Налево m (где m –  целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов против часовой стрелки.

Запись Повтори k [Команда1 Команда2 … КомандаS] означает, что последовательность из S команд повторится k раз.

Черепахе был дан для исполнения следующий алгоритм:


Повтори 2 [Вперёд 10 Направо 90 Вперёд 18 Направо 90]
Поднять хвост
Вперёд 5 Направо 90 Вперёд 7 Налево 90
Опустить хвост
Повтори 2 [Вперёд 10 Направо 90 Вперёд 7 Направо 90]

Определите, сколько точек с целочисленными координатами будут находиться внутри объединения фигур, ограниченных заданными алгоритмом линиями, включая точки на линиях.


Решение:

Пропишем в Кумире программу:


использовать Черепаха
алг
нач
  опустить хвост
  нц 2 раза
    вперед(10)
    вправо(90)
    вперед(18)
    вправо(90)
  кц
  поднять хвост
  вперед(5)
  вправо(90)
  вперед(7)
  вправо(90)
  опустить хвост
  нц 2 раза
    вперед(10)
    вправо(90)
    вперед(7)
    вправо(90)
  кц
кон

Получается такая картина:


ЕГЭ по информатике 2025 - Задание 6 (Количество точек, объединение фигур)




Красным цветом отмечены точки, которые нужно подсчитать. Объединение фигур - это значит, что две фигуры объединились в одну, и получается одна большая фигура.


В верхнем ряду 19 точек. Всего таких рядов 11. Значит, в верхней части 19 * 11 = 209. В нижней части в одном ряду 8 точек. Всего таких рядов 5. Значит, в нижней части 8 * 5 = 40 точек. Всего получается 209 + 40 = 249.


Ответ: 249

Задача (Досрок 2024, Пересечение фигур)

Исполнитель Черепаха действует на плоскости с декартовой системой координат. В начальный момент Черепаха находится в начале координат, её голова направлена вдоль положительного направления оси ординат, хвост опущен. При опущенном хвосте Черепаха оставляет на поле след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует 5 команд: Поднять хвост, означающая переход к перемещению без рисования; Опустить хвост, означающая переход в режим рисования; Вперёд n (где n  –  целое число), вызывающая передвижение Черепахи на n единиц в том направлении, куда указывает её голова; Назад n (где n  –  целое число), вызывающая передвижение в противоположном голове направлении; Направо m (где m  –  целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке, Налево m (где m  –  целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов против часовой стрелки.

Запись Повтори k [Команда1 Команда2 … КомандаS] означает, что последовательность из S команд повторится k раз.


Черепахе был дан для исполнения следующий алгоритм:


Повтори 2 [Вперёд 13 Направо 90 Вперёд 18 Направо 90]
Поднять хвост
Вперёд 5 Направо 90 Вперёд 9 Налево 90
Опустить хвост
Повтори 2 [Вперёд 11 Направо 90 Вперёд 7 Направо 90]


Определите, сколько точек с целочисленными координатами будут находиться внутри пересечения фигур, ограниченных заданными алгоритмом линиями, включая точки на линиях.



Решение:

Напишем программу в Кумире:


использовать Черепаха
алг
нач
  опустить хвост
  нц 2 раза
    вперед(13)
    вправо(90)
    вперед(18)
    вправо(90)
  кц
  поднять хвост
  вперед(5)
  вправо(90)
  вперед(9)
  влево(90)
  опустить хвост
  нц 2 раза
    вперед(11)
    вправо(90)
    вперед(7)
    вправо(90)
  кц
кон




Получается такая картина:


ЕГЭ по информатике 2025 - Задание 6 (Количество точек, объединение фигур)

Пересечение фигур - это значит нужно взять общее от двух фигур. Те точки, которые нужно подсчитать отмечены красным цветом.


Можно подсчитать умножением 8 * 9 = 72


Ответ: 72

Задача (ЕГЭ по информатике 2024, Периметр фигуры)

Исполнитель Черепаха действует на плоскости с декартовой системой координат. В начальный момент Черепаха находится в начале координат, её голова направлена вдоль положительного направления оси ординат, хвост опущен. При опущенном хвосте Черепаха оставляет на поле след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует 5 команд: Поднять хвост, означающая переход к перемещению без рисования; Опустить хвост, означающая переход в режим рисования; Вперёд n (где n  –  целое число), вызывающая передвижение Черепахи на n единиц в том направлении, куда указывает её голова; Назад n (где n  –  целое число), вызывающая передвижение в противоположном голове направлении; Направо m (где m  –  целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке, Налево m (где m  –  целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов против часовой стрелки.

Запись Повтори k [Команда1 Команда2 … КомандаS] означает, что последовательность из S команд повторится k раз.

Черепахе был дан для исполнения следующий алгоритм:


Повтори 9 [Вперёд 22 Направо 90 Вперед 6 Направо 90]
Поднять хвост
Вперед 1 Направо 90 Вперёд 5 Налево 90
Опустить хвост
Повтори 9 [Вперёд 53 Направо 90 Вперёд 75 Направо 90]


Определите периметр области пересечения фигур, ограниченных заданными алгоритмом линиями.


Решение:

Здесь тоже самое, только нужно найти не количество точек с целыми координатами, а периметр нужной области. Напишем программу в Кумире:


использовать Черепаха
алг
нач
  опустить хвост
  нц 9 раз
    вперед(22)
    вправо(90)
    вперед(6)
    вправо(90)
  кц
  поднять хвост
  вперед(1)
  вправо(90)
  вперед(5)
  влево(90)
  опустить хвост
  нц 9 раз
    вперед(53)
    вправо(90)
    вперед(75)
    вправо(90)
кц
кон




Нужно найти периметр выделенного прямоугольника:


ЕГЭ по информатике 2025 - Задание 6 (Периметр фигуры)

Не сложно подсчитать, что периметр равен 44.


Ответ: 44

Составляем уравнения


В следующих задачах трудно точки подсчитать вручную. Пока такие задачи не появляются в реальном ЕГЭ, однако их можно встретить в некоторых сборниках для подготовки к экзамену по информатике. В таких задачах можно составить уравнения прямых.


Задача (Составляем уравнения)

Исполнитель Черепаха действует на плоскости с декартовой системой координат. В начальный момент Черепаха находится в начале координат, её голова направлена вдоль положительного направления оси ординат, хвост поднят. При опущенном хвосте Черепаха оставляет на поле след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует три команды: Вперёд n (где n - целое число), вызывающая передвижение Черепахи на n единиц в том направлении, куда указывает её голова; Направо m (где m - целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке; Опусти, принуждающая Черепаху опустить хвост.


Запись Повтори k [Команда 1 Команда 2 ... Команда S] означает, что последовательность из S команд повторится k раз.


Черепахе был дан для исполнения следующий алгоритм:


Вперёд 100 Направо 90 Вперёд 100 Направо 30 Опусти Повтори 10 [Вперёд 25 Направо 90]


Определите, сколько точек с целочисленными координатами будут находиться внутри области, ограниченной линией, заданной данным алгоритмом. Точки на линии учитывать не следует.







Решение:

Нарисуем общий рисунок.

ЕГЭ по информатике 2023 - Задание 6 (Общий рисунок)

Здесь уже не очень удобно пользоваться элегантным способом. Составим уравнения прямых, которые образуют квадрат. Общий вид уравнения прямой выглядит так:


y=k*x+b

Коэффициент k - это тангенс угла наклона α к оси X ( 0 ≤ α < π, но α ≠ π/2). Число b - это смещение прямой по оси Y относительно нуля.


Для прямой AE k1=tan(60o)=√3. Так же она проходит через точку (100, 100).


Найдём число b. Подставим в общее уравнение координаты точки (100, 100):


y = k*x+b = √3*100 + b = 100
b=100*(1 - √3)





Получается уравнение прямой AE:


y= √3*x + 100(1 - √3)

Найдём на сколько смещена FC по оси Y относительно AE.


ЕГЭ по информатике 2023 - Задание 6 (Общий рисунок 2)

cos(60o) = 25 (сторона квадрата) / AB

AB = 25 / cos(60o) = 25 / 0,5 = 50

Получается, что уравнение для прямой FC:


y=√3*x + 100(1 - √3) - 50




Для прямой EC k2=-tan(30o) = - √3/3. Эта прямая тоже проходит через точку (100, 100). Подставим эти координаты в уравнение и найдём b.


y = (-√3/3) * x + b = (-√3/3) * 100 + b = 100
b = 100(1 + √3/3)

Тогда уравнение для прямой EC получается:


y = (-√3/3) * x + 100(1 + √3/3)

Найдём на сколько смещена прямая AF относительно EC по оси Y.


cos(30o) = 25 (длина стороны) / CD
CD = 25 / cos(30o) = 25 / (√3/2) = 50/√3

Тогда для прямой AF:

y = (- √3/3) * x + 100(1 + √3/3) - 50/√3




Пробежимся с помощью Питона для переменной x от 0 до 150. Для переменной y от 0 до 100. Чтобы получить точку, используем вложенные циклы!


s=0

for x in range(1, 200):
    for y in range(1, 200):
        if (y < (3**0.5)*x + 100*(1-3**0.5)) and (y > (3**0.5)*x + 100*(1-3**0.5) - 50) and (y < (- 3**0.5 / 3)*x + 100*(1+ 3**0.5 / 3)) and (y > (-3**0.5/3)*x + 100*(1 + 3**0.5 /3) - 50 / 3**0.5 ):
            s=s+1

print(s) 

Точки, которые лежат в квадрате должны удовлетворять следующим условиям:


Точки должны быть ниже прямых AE и EC, но выше AF и FC

Проверить выше или ниже некоторая точка M(xm, ym), чем прямая y=k*x+b, можно следующим образом:


Если ym > k*xm + b, то точка лежит выше прямой.
Если ym < k*xm + b, то точка лежит ниже прямой.

Данный принцип и был использован в программе.


Ответ: 625



Задача (Закрепление)

Исполнитель Черепаха действует на плоскости с декартовой системой координат. В начальный момент Черепаха находится в начале координат, её голова направлена вдоль положительного направления оси ординат, хвост опущен. При опущенном хвосте Черепаха оставляет на поле след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует три команды: Вперёд n (где n - целое число), вызывающая передвижение Черепахи на n единиц в том направлении, куда указывает её голова; Направо m (где m - целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке; Опусти, принуждающая Черепаху опустить хвост.


Запись Повтори k [Команда 1 Команда 2 ... Команда S] означает, что последовательность из S команд повторится k раз.


Черепахе был дан для исполнения следующий алгоритм:


Повтори 21 [Вперёд 31 Направо 60]


Определите, сколько точек с целочисленными координатами будут находиться внутри области, ограниченной линией, заданной данным алгоритмом. Точки на линии учитывать не следует.





Решение:

Попробуем понять, какая фигура получится в итоге.


ЕГЭ по информатике 2023 - Задание 6 (Шестиугольник)

Получается правильный шестиугольник. Угол ∠СВА = 120o. Как раз угол правильного n-угольника равен (n-2)*180o/n. Для шестиугольника получается (6-2)*180o/6 = 120o.


Будем решать методом составления уравнений.



ЕГЭ по информатике 2023 - Задание 6 (Шестиугольник 2)




Рассмотрим прямую BC. Если провести от точки B прямую параллельную оси X, то мы увидим, что угол наклона прямой BC равен 30o.


y = tan(30o)*x + 31
y = (√3/3) * x + 31

Прямая DC имеет угол наклона -30o к оси X. Она расположена выше, чем BC на МВ. Треугольник BCM равносторонний. Значит, МВ=31. Тогда уравнение для DC будет:


y = -(√3/3) * x + 62

Уравнение для AF будет:


y = -(√3/3) * x

Прямая EF имеет угол наклона 30o относительно оси X. Смещена она вниз на AP. Треугольник AFP так же является равносторонним. Следовательно, AP = 31. Тогда для EF получается:


y=tan(30o)*x - 31
y=(√3/3)*x - 31




Прямая AB это x=0. Найдём так же ED.


ЕГЭ по информатике 2023 - Задание 6 (Шестиугольник)

cos(30o) = BQ / BC
BQ = BC * cos(30o)
BQ = 31 * (√3/2)
BD = 2 * BQ = 2 * 31 * (√3/2) = 31 * √3

Значит, уравнение для ED: x = 31 * √3.





Когда уравнения готовы, можно написать программу.


k=0
for x in range(-100, 100):
    for y in range(-100, 100):
        if (y < 3**0.5 / 3 * x + 31) and (y < -(3**0.5) / 3 * x + 62) and (y > -(3**0.5) / 3 * x) and (y > 3**0.5 / 3 * x - 31) and (x > 0) and (x < 31 * 3**0.5):
            k=k+1
print(k)

Точки должны быть ниже прямых BC и CD, но выше прямых AF и EF. Так же координаты x должны быть 0 < x < 31 * √3.


Важно не забыть для y пробежаться и по отрицательным значениям, т.к. фигура находится меньше оси X.


Ответ: 2476

На сегодня всё. Удачи при решение 6 задания из ЕГЭ по информатике 2023.











17-11-2022 в 13:26:27






Поддержать сайт:


Похожая статья:

ЕГЭ по информатике - Задание 3 (набираем обороты!)

Всем привет! Сегодня изучим 3 задание из ЕГЭ по информатике!...

Категория: Информатика  Подкатегория: ЕГЭ
Дата: 06-05-2020 в 18:11:28 2


Комментарии:

Зачем это делать? Авторы задания предполагают, что ученики просто воспользуются КуМир и все там получат.
Андрей 24-11-2022 в 06:43:46

В Кумире не удобно считать.
Калужский Александр 24-11-2022 в 07:44:49

спасибо большое, пробник написал на 92
валера 12-12-2022 в 23:49:08

Супер! Отличный результат!
Калужский Александр 13-12-2022 в 08:14:24

здравствуйте, можете пожалуйста разобрать другой тип 6 задания, про Цаплю... это что-то новое
Диана 15-07-2023 в 16:51:48

Задача про Цаплю: https://www.youtube.com/watch?v=TV47f8VaVlU
Калужский Александр 24-11-2023 в 10:48:35

Спасибо Вам, промучился с 6 задачей из 8 варианта, формула Пика дает неверный результат хотя и близкий, составил уравнения прямых и всё получилось
Роман 02-02-2024 в 00:02:29



Оставить коментарий:



Напишите email, чтобы получать сообщения о новых комментариях (необязательно):


Задача против робота. Расположите картинки горизонтально:




Нажимая кнопку Отправить, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.